Статьи Печать

 

С чего начинать поиски Alma Mater за границей

Юридическое образование в США

Какой должна быть зарубежная стажировка

 

 

 

 

 

С чего начинать поиски Alma Mater за границей

Дарья Тарадай, 
MBA Strategy

Всех желающих учиться за границей можно условно разделить на 2 категории. Первая – это те, кто хочет и может сам платить за свое обучение. Во многих ВУЗах, особенно в Западной Европе, учеба бесплатная, но проживание часто обходится не дешево. Вторая категория – это те, кто хочет учиться за границей, но оплатить связанные с ним затраты сам не может. Для них выход – это стипендия. Итак, какие возможностях получить качественное образование за рубежом бесплатно?

Начиная со школьной скамьи

Начинать учиться за границей можно еще в школе. Участники подобных программ выгодно выделяются на фоне сверстников своей общительностью и, как правило, хорошим знанием иностранного языка. Одним из лидеров бесплатных программ для школьников являются Соединенные Штаты Америки. Уже несколько лет в Украине действует программа FLEX (Future Leaders Exchange Program), организованная Бюро иностранных и культурных дел при Госдепартаменте США в содействии с украинским министерством образования и науки. Ее цель – развивать опыт и навыки будущих украинских лидеров. Программа рассчитана на учеников 8-11 классов. Отобранные по уровню знания английского, а также по успеваемости и лидерским качествам дети на год отправляются жить в США. Они учатся вместе с местными ребятами, а живут в семье. Отбирают детей и по психологическим качествам. Ведь оказаться одному за границей для ребенка будет испытанием. Отбор длится почти год и завершается весной, за несколько месяцев до отъезда.
Анастасия Дроздова из Днепропетровской области попала по этой программе в США в восьмом классе. Рассказывает, что пройти конкурсный отбор было непросто: «В конкурсе участвовали ученики всей области, те, которые имели хорошие результаты по английскому и другим школьным предметам». Особенно трудным был формат теста, тогда еще недостаточно знакомый украинским школьникам. Что касается личных качеств, то «это, в первую очередь, собранность и хорошая память. Для теста нужно было знать многие правила и слова из школьной программы разных годов. Кроме того, комиссия обращала внимание на активность, умение формулировать свои мысли и лидерские качества».
Не стоит надеяться на глубокие знания, привезенные со Штатов. Но вот свободное владение английским языком и огромный опыт межкультурного общения точно будут. Анастасия попала в настоящую сказку: девушку отправили в Калифорнию! «Во-первых, это - отличный шанс посмотреть страну и выучить язык, ведь начинаешь на нем думать, когда живешь в среде. Во-вторых, это возможность … побыть на время, абсолютно, американским ребенком, а, в-третьих, этот год учить самостоятельности, умению адаптироваться в новой среде, находить язык с разными людьми, представителями другой культуры. Это очень полезно для взрослой жизни», - считает Анастасия. Девушка признается, что очень ощущала отсутствие родителей и друзей, особенно в первые месяцы, но сейчас, в первую очередь, вспоминает «восторг от Лос-Анджелеса» и прекрасный опыт.

Возможности для студентов. Европейский лидер: Erasmus Mundus

Опций поехать за границу для студентов – огромное множество. Одна из самых популярных европейских программ – это Erasmus Mundus. Это программа Европейской комиссии, а уникальность заключается в том, что студенты не учатся все время в одном и том же университете, а посещают разные. В рамках Erasmus Mundus с 2001 года были созданы около ста магистерских программ на базе многих европейских университетов.
Например, Жанна Безпятчук, выпускница магистерской программы Erasmus Mundus по журналистике, за два года успела поучиться в Орхусском университете Дании, Амстердамском университете Голландии на первом году, а на втором – в ВУЗе британского Уэльса.
Жанна своим опытом очень довольна: «Во-первых, это уникальная возможность побывать в межкультурной среде, а, во-вторых, это все ново, альтернативно тому, к чему мы привыкли, а в этом случае обучение очень обогащает с точки зрения и профессионализма, и взглядов на мир». Но в то же время, девушка признает, что для поступления пришлось хорошо подготовиться: кроме информации об академических достижениях, Жанна готовила данные о профессиональных. Например, ей пришлось перевести на английский язык свои журналистские материалы, чтобы комиссия могла адекватно их оценить. Обязательным условием было прохождение теста IELTS с относительно высоким минимальным уровнем – 7 баллов (этот показатель может варьироваться в зависимости от программы). Дедлайн опять же зависит от программы, но, как правило, это январь – февраль.
Желающим попробовать свои силы в этой программе стоит поспешить: Еврокомиссия продолжила ее только до 2013 года.

В американские университеты с Фондом им. Фулбрайта

Множество возможностей предоставляет и уже достаточно знаменитая программа имени Уильяма Фулбрайта. Ее называют старейшей в США. Основанная в 1946 году, она работает в 175 странах мира. Основная цель – предоставить возможность академического обмена между США и другими странами. За годы независимости стипендию имени Фулбрайта уже получили около 500 украинцев; еще 300 американцев, в свою очередь, занимались исследовательской и преподавательской деятельностью в Украине.
Сами организаторы программы провели исследование среди своих стипендиатов. Согласно этим данным, больше половины выпускников не раз возвращались в страну, где проходили обучение, а почти три четверти продолжили сотрудничество со странами, в которых побывали в рамках программы. Как и все подобные масштабные проекты, программа Фулбрайта предлагает возможности и для студентов, и для выпускников, и для аспирантов, и даже молодых специалистов. Финансируется она Соединенными Штатами Америки: необходимые средства ежегодно закладывают в государственный бюджет.

Фонд им. Фулбрайта предлагает сразу несколько программ: 
Стипендии для обучения на магистерских программах в университетах США (дедлайн – 16 мая).
Стипендии для обучения в аспирантуре американских университетов (дедлайн – 16 мая).
Гранты для проведения научных исследований в ВУЗах США (дедлайн – 15 октября).
Гранты для молодых ученых для проведения исследований в университетах США (дедлайн – 31 марта).

Интересно, что основатель программы, Уильям Фулбрайт, был вдохновлен собственным удачным опытом учебы за границей и решил сделать его возможным для многих талантливых людей. Во время подачи документов можно даже предложить несколько университетов США, но окончательный выбор все же за руководством программой им. Фулбрайта. 
В 2009 году количество заявок на участие в программах возросло на 30%: с 210 в 2008 году до 280. Стипендию получили 43 человека, из них – 34 человека поехали в США получать степень магистра. Приоритетными направлениями являются: гуманитарные и социальные науки, сохраняется стойкий интерес к бизнес-праву, журналистике, к современному искусству и компаративистике. Кроме того, руководство программы в отчете о деятельности за 2008-2009 год отмечает возросший интерес к относительно новым для Фонда направлениям – точным и инженерным наукам. В то же время, как отмечает Инна Барыш, координатор программ Фонда им. Фулбрайта в Украине, Фонд не рассматривает заявки на получение MBA в США. Среди причин финансовый фактор, а также тот факт, что украинские студенты имеют возможность подаваться подавать документы на программу Muskie, которая предусматривает, в частности, и обучение на MBA.
Дмитрий Губенко, один из стипендиатов фонда им. Фулбрайта, провел два года в университете Нортбридж в Калифорнии (2004 – 2006 гг.). Самым большим из полученных позитивов называет знакомство с западной системой академического образования и считает, что получил от этой поездки очень много. Исходя из собственного опыта, Дмитрий считает, что такая программа будет полезна именно молодым профессионалам, в особенности тем, кто хотя бы частично видит себя в сфере науки или образования.

… или с Muskie

Muskie и UGRAD – это программы Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС, Irex) для молодежи, желающей учиться в США. Совет действует при Государственном департаменте США (аналог нашего МИДа).
Целевой аудиторией UGRAD являются студенты первого-третьего курса, желающие год поучиться в американском университете. Речь при этом, может идти о самых разнообразных сферах: от изучения географии до бизнеса и предпринимательства.
А вот Muskie предназначена уже для тех, кто хочет получить в США степень магистра. Программа основана в 1992 году Конгрессом США и спонсируется правительством этой страны, в частности Госдепартаментом. Основная ее цель – способствовать экономическому и демократическому росту в странах Евразии. Приоритетными для молодежи из России и Украины, подающейся на Muskie, должны быть сферы администрирования бизнеса, экономики, права, государственного управления и публичной политики. Обучение на этой программе длится до двух лет. Длительность в каждом конкретном случае определяет руководство IREX. Подать документы можно была до второго ноября 2009 года, процесс подачи в нынешнем году стартует ориентировочно в октябре.
В этом году для участия в программе Muskiе будут отобраны 16 финалистов, для UGRAD – 20. Обе программы, по словам директора и менеджера образовательных программ киевского бюро IREX Джозефа Беднарека, достаточно конкурентные. Многим не удается поступить с первого раза, но самые настойчивые таки добиваются цели. Успешный аппликант должен соответствовать всем критериям (их можно узнать на официальном сайте программы), в частности, должен обладать лидерскими качествами, быть успешным в учебе, а также стремиться к улучшению ситуации в Украине. В случае с программой Muskiе аппликанты также должны иметь определенный профессиональный опыт.
По условиям обеих программ финалисты не влияют на выбор университета. Высшее учебное заведение определяет руководство программы IREX в Вашингтоне (США). Ежегодно список университетов несколько меняется. Что же касается получения MBA, то часть финалистов Muskie, претендующих на обучение на этой программе, попадает на двухгодичные программы, часть – обучается на однолетних программах. Решение в данном случае опять же принимают в Вашингтоне на основе достижений аппликанта.
С чего начинать поиски Alma Mater за границей. Часть 2 Образование за рубежом становится все более популярным. Этому способствует, в первую очередь, глобализация: как культурная, так и экономическая. По данным Института международного образования (IIE), к 2025 году учиться не дома будут около 8 миллионов молодых людей, еще пару лет назад это количество было в 3 раза меньше.

Chevening: в страну классического образования

Эта Программа предлагает стипендии для обучения в ВУЗах Великобритании. В большинстве случаев программа Chevening предусматривает получение магистерского образования. Обучение длится до 12 месяцев, возможны также краткосрочные исследовательские программы (до 3 месяцев). Программа действует под патронатом внешнеполитического ведомства Великобритании, иначе известного как – «Форин оффис» (Foreign office).
Целевая аудитория – это активные амбициозные молодые люди с глубокими познаниями в сфере своей специальности. Более того, речь идет, в первую очередь, о тех, кто уже имеет опыт работы, а также определенные достижения. Финалистами программу станут те, кто продемонстрирует явные лидерские качества, а также сможет реализовать полученные в Великобритании навыки после возвращения в Украину. По словам Марии Захаровой, менеджера проектов и партнерских связей «British Council», люди, которые получат стипендию, должны иметь профессиональные возможности реализовать полученный опыт и знания. Мария приводит примеры успешных стипендиатов: это, к примеру, молодой человек, который участвовал в написании закона о реформе пенитенциарной системы в Украине; кроме того, он стал автором учебника в этой узкой сфере, а именно это направление финалист и изучал в Великобритании по стипендии Chevening.
Другой пример – это девушка - юрист со специализацией в экологии. Применив полученные в Объединенном Королевстве опыт и знания, девушка сумела пролоббировать решение прекратить стройку, которая, несомненно, нанесла бы вред экологии ее родного города. То есть, среди основных критериев этой программы – очень четкая мотивация и понимание, зачем конкретному аппликанту необходимо это обучение в Великобритании, ну и, конечно, отличное знание английского языка. При чем сдавать в данном случае придется не традиционный TOEFL, а более “британский” экзамен – IELTS. В истории программы были случаи, когда успешные аппликанты блестяще проходили собеседование и получали стипендию, но их не принимал ни один ВУЗ именно из-за низкого бала по этому экзамену. Для желающих подготовиться, MBA Strategy предлагает специальные курсы по подготовке к тесту.
По условиям программы успешный финалист получают стипендию, покрывающую все издержки, и при этом имеет возможность самостоятельно выбирать ВУЗ и программу для обучения. Более того, по словам Марии Захаровой, желательно, чтобы аппликанты начали процесс подачи документов в британские ВУЗы уже на этапе отбора на получение стипендии Chevening. Дело в том, что во многих британских университетах ранние дедлайны, а это значит, что откладывание до последнего лишит Вас возможности выбирать ВУЗ. Помочь с выбором могут и в «British Council», в частности, подсказать полезные он-лайн ресурсы.

Дополнительные возможности: выбор неограничен

Но даже, если ни одна из этих программ не пришлась Вам по вкусу, не переживайте. Возможностей, на самом деле, очень много. Большинство ведущих западных университетов, особенно в Европе, имеют собственные стипендиальные программы. И всем им нужны талантливые студенты! Вот несколько примеров. Очень активно с Украиной сотрудничает Тартусский университет. Это лучший эстонский ВУЗ, он также высоко котируется в Балтии. Много украинских студентов в Польше, особенно в Ягеллонском университете Кракова, а также в Центрально-европейском университете Будапешта. Он предлагает разнообразные программы для студентов практически всех специальностей, ну и, конечно, достойные стипендии. Популярностью пользуются и ВУЗы Скандинавии, это и университет Уппсала (Швеция), и Университет Осло (Норвегия), который каждое лето проводит очень доступные 6-недельные летние школы.

Дарья Орлова, аспирантка НаУКМА, побывала на одной из них: «Летняя школа организована на очень высоком уровне. Кроме того, что участники получают возможность прослушать полноценный курс в интересующей сфере, свободный доступ к многочисленным западным материалам и источникам, учеба в Школе также дает уникальный опыт межкультурного общения".
А вот выпускница Одесской национальной юридической академии Татьяна Пайосова для продолжения обучения выбрала Швейцарию: университет Берна. Татьяна сама нашла информацию о стипендии этого ВУЗа для тех, кто хочет продолжить юридическое образование. Сейчас, получив диплом, девушка живет и работает в Швейцарии. «Здесь есть кое-что, что даже более ценно, чем сама учеба (хотя этот опыт тоже не стоит недооценивать - только здесь я поняла насколько у нас разные системы обучения, и почему здесь действительно сложно учиться) - это люди. Есть возможность узнать культуру страны, менталитет здешних людей. Никакой отпуск такого опыта не предоставит», - говорит Татьяна.


Если Вы ищете программу напрямую, через сайт университета, например, это может стоить Вам большего количества усилий, чем, например, через одну из вышеупомянутых опций. Там процедура подачи документов максимально упрощена, вся информация есть на русском или на украинском языке, и Вам необходимо лишь подготовить документы. Если речь идет о менее массовой программе, ожидайте, что хлопот будет больше, но и конкуренция тоже может быть меньшей. Кроме того, так Вы сможете сами выбрать страну для обучения. Но, в любом случае, образование за рубежом уже давно не является для наших сограждан несбыточной мечтой.

Учеба ру. Образовательный портал № 1.
http://www.ucheba.ru/abroad/




Юридическое образование в США


Рискну предположить, что в жизни любого юриста, владеющего в должной степени иностранным языком, хотя бы один раз возникает вопрос о целесообразности получения юридического образования за границей. Как правило, при оценке перспектив получения западного юридического образования во внимание принимается множество факторов, как-то: практическая ценность получаемого образования, наличие дополнительных карьерных перспектив после получения юридического образования на Западе, стоимость такого обучения. В условиях, когда рынок юридических услуг России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, переживает бум, прекращение работы на год и более может негативно сказаться на карьерных перспективах юриста. Не стоит забывать также и о том, что учеба в юридическом вузе за границей практически всегда исключает возможность совмещения с работой. Таким образом, далеко не все юристы принимают решение о продолжении обучения за границей. Однако, если решение о продолжении  обучения за границей все-таки принято, возникает необходимость определения страны для продолжения обучения.

Традиционно среди российских юристов наиболее популярны юридические факультеты и школы права таких стран, как Франция, Италия, Германия, Голландия, Англия и США. Интерес к первым четырем странам легко объясним. Как и Россия, эти страны относятся к странам романо-германской правовой системы (civil law countries, в терминологии системы англо-американского права, для обозначения которой в свою очередь используется термин common law countries), поэтому регулирование тех или иных отношений коммерческого оборота строится на схожих либо, по меньшей мере, понятных для российского юриста принципах. Другое дело Англия и США. Чем можно объяснить популярность юридического образования в этих странах? Относительно английских вузов объяснение, я думаю, очевидно. В настоящее время практически все сделки слияний и поглощений, а равно многие финансовые сделки регулируются правом Англии и Уэльса. Как следствие, юристы, способные вести сделки по английскому праву, пользуются большим спросом у работодателей. Несколько иная ситуация с США. Американское право (если быть точнее, то право таких двух штатов, как Нью-Йорк и Делавэр) в качестве применимого права по сделкам слияний и поглощений используется довольно-таки редко. Да и отечественные компании, принимая вопрос о проведении IPO, чаще обращают внимание на LSE, чем на NYSE. В таком случае насколько целесообразно обучение в США? Представляется, что главная черта, которая отличает американское юридическое образование от образования в Англии, состоит в практической направленности подготовки юристов в США. Английское юридическое образование, безусловно, является одним из лучших в мире. Вместе с тем у меня сложилось впечатление, что подготовка юристов в Англии несколько академична, в ущерб практической направленности. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос. Думаю, что ответ на него будет зависеть от тех целей, которые ставит перед собой будущий студент. Если ваша цель – академическая карьера, то английские вузы – наиболее правильно решение. В США идеальным вузом, готовящим для карьеры преподавателя, является школа права Йельского университета (Yale Law School). Если же ваша цель состоит в получении практических знаний и навыков, то, на мой взгляд, вам более подходят американские вузы.

В зависимости от программы обучения в американских вузах вам предложат одну из трех степеней: J.D., LL.M. или S.J.D.
Первой степенью в США является степень J.D. (Juris Doctor), которая присваивается после окончания трехлетнего срока обучения, она наиболее распространена в США. По моим оценкам, в зависимости от вуза 70–90% студентов получают именно степень J.D. Основная категория учащихся в данной категории – выпускники американских колледжей. Впрочем, следует отметить, что прием на программу J.D., как правило, не ограничен только выпускниками колледжей. Есть примеры, когда выпускники иностранных, в том числе российских, вузов, получив первую юридическую степень в своей стране, поступали на J.D. в американский вуз. Степень J.D. дает право ее обладателю заниматься практически любым видом юридической деятельности. При этом не стоит забывать, что, если вы желаете практиковать право на территории США, вы должны вступить в коллегию адвокатов, для чего сдается вступительный экзамен. В Англии аналогом американского J.D. является степень LL.B.

Следующая степень – LL.M. (Legum Magister, Master of Laws), соответствующая российской степени «магистр», присваивается после окончания годового курса обучения в американском вузе. Следует отметить, что степень LL.M. получают главным образом иностранные студенты, получившие юридическое образование за пределами США. Более того, в некоторых американских вузах прием на программу LL.M. ограничен исключительно иностранными студентами. Впрочем, другие вузы на программу LL.M. принимают как иностранных, так и американских студентов. Как правило, счастливые обладатели J.D. редко стремятся к получению LL.M. Опять-таки по моим наблюдениям, существуют две причины, заставляющие обладателей J.D. получать LL.M. Во-первых, в США возможность получить престижную и высокооплачиваемую работу во многих случаях зависит от среднего балла (GPA), который студент получил по итогам учебы, и от репутации школы права. Традиционно в число наиболее престижных школ права в США входят Йельский, Стэнфордский, Гарвардский, Нью-Йоркский, Колумбийский, Пенсильванский, Чикагский, Мичиганский, Виргинский, Корнельский и Дьюкский университеты. Именно на выпускников этих вузов в первую очередь обращают внимание потенциальные работодатели. Поэтому степень LL.M., полученная выпускником менее престижного вуза в одной из этих школ, существенно повышает его ценность в глазах работодателя. Во-вторых, если выпускник по программе J.D. все время учебы специализировался, скажем, на вопросах антимонопольного законодательства, а впоследствии понял, что нет ничего прекраснее, чем налоги, получение степени LL.M. может помочь ему в течение года получить знания в объеме, необходимом для успешной работы в области налогообложения.
Наконец, высшая степень в американских школах права – S.J.D. (Doctor of Juridical Science). Данная степень присуждается по итогам подготовки и защиты диссертации, для чего отводится от 3 до 5 лет, в зависимости от вуза.

В моем случае я выбрал программу LL.M. школы права Нью-Йоркского университета. Теперь, проучившись некоторое время, я понимаю, что выбор был сделан правильно. 
В качестве вступления скажу, что учеба тут отличается от учебы в России, прежде всего объемом изучаемого материала и повышенными требованиями со стороны преподавателей. Поэтому основное местонахождение большинства студентов – библиотека.
Поскольку многие студенты по программе LL.M. имеют образование, полученное за пределами США, первая неделя прошла за обязательным курсом «Introduction to U.S. Law». В общем и целом нам рассказали об американской конституции и судебной системе. В принципе, подобные вопросы неплохо освещаются в России (достаточно вспомнить, что в процессе преподавания таких предметов, как история государства и права зарубежных стран и конституционное право зарубежных стран, вопросам американской конституции всегда уделялось значительное внимание), так что новых знаний я от этой части курса не получил. Гораздо интереснее была вторая часть курса, когда нам объясняли, как делать briefs, т.е. краткие обзоры того или иного судебного дела. С учетом существующей в США системы прецедентного права и огромных по объему судебных решений, briefs являются просто необходимыми для подготовки к процессу или изучения того или иного вопроса.
Завершился курс сдачей экзамена. Очень интересно, как организован экзамен. Все экзамены сдаются письменно, с использованием ноутбука. Перечня экзаменационных вопросов не существует в принципе. На экзаменах в США, как правило, можно пользоваться любыми материалами. Вопросы студентам даются на понимание. Если студент не понял сути проблемы, ответить на вопрос у него не получится.
Вообще, надо сказать, что в программе школы права Нью-Йоркского университета есть несколько предметов, которые преследуют своей целью формирование у студентов навыков юридического анализа и письма, например U.S. Legal Methodology. Так, школа права Пенсильванского университета предлагает такой курс, как Contract Drafting. Аналогичный подход исповедуют и многие другие юридические вузы. Достаточно разумная, на мой взгляд, идея, если учесть, что на 80–90% труд юриста заключается в работе с документами.
Надо сказать, что выбор курсов построен также очень интересно. Во-первых, каждый курс имеет определенное количество кредитов – от 1 до 5. Это не оценки курса, а именно то количество баллов, которые дает тот или иной курс и которые необходимо набирать для того, чтобы получить диплом. Минимальное количество кредитов в семестр – 12, максимальное – 15. Во-вторых, в выборе курса есть некая неопределенность. Поскольку студентов больше, чем курс может вместить, некоторые курсы читаются одновременно двумя и более преподавателями. Скажем, контракты и корпорации читают сразу по четыре профессора, ценные бумаги – два. При этом лекции читаются в разные дни и разное время. Чтобы процесс выбора курсов был максимально честным, проводится электронная лотерея и определяется, кто из студентов будет ходить на тот или иной курс.
В США чтение лекций в вузах считается очень престижным. Традиционно к чтению лекций привлекаются советники и партнеры крупнейших юридических фирм, а также действующие судьи. Так, например, курс «Корпорации» нам читает бывший судья Delaware Court of Chancery (основной суд в США, который рассматривает корпоративные споры и который оказывал и оказывает огромное влияние на формирование американского корпоративного законодательства и практики его применения. Данный факт объясняется тем, что почти все крупные американские компании созданы по законам штата Делавэр), в настоящее время являющийся советником в компании Wachtell, Lipton, Rosen & Katz. Курс « Слияния и поглощения», в свою очередь, читает действующий судья Delaware Court of Chancery.

Учеба в американских школах права кардинальным образом отличается от учебы на юридических факультетах в России. В России преподаватели читают лекции и ведут семинары. Студентам практически ничего не приходится делать. В США существует иной подход. Преподаватели направляют студентам задания и список литературы, обязательной для ознакомления перед лекцией. На лекции преподаватель лишь проверяет то, как студенты освоили ту или иную тему, акцентирует внимание на наиболее сложных аспектах рассматриваемых вопросов. 
Надо сказать, что в США нет такого общего курса по гражданскому праву, который читают в России. На первом курсе все студенты в обязательном порядке изучают несколько курсов, которые можно рассматривать как определенную альтернативу курсу «Гражданское право».
В дальнейшем все зависит от избранной специализации. Если студент хочет стать специалистом в области корпоративного и коммерческого права, он ходит на соответствующие курсы в течение второго и третьего года обучения. Если нет, на этом его знакомство с курсами в области корпоративного и коммерческого права ограничивается. Таким образом, две основные идеи американского юридического образования – жесткая специализация и практическая направленность. Не знаю, насколько это правильно. С одной стороны, кругозор выпускника российского вуза шире. С другой стороны, из американских вузов выходят специалисты, блестяще знающие свою специализацию.
Дипломных и курсовых работ в США нет. Для того чтобы получить диплом с отличием, достаточно хорошо учиться в течение всего учебного процесса. В то же время некоторые курсы предлагают возможность студентам написать и защитить письменную работу, но речь идет именно о письменной работе, за которую можно получить 1 дополнительный кредит, который будет учитываться при подсчете кредитов, необходимых для получения диплома.
Уровень подачи материала также существенно отличается от российского подхода. Основная цель того или иного курса – показать практическую направленность изучаемого материала и оценить, в том числе и критически, экономическую эффективность и справедливость той или иной модели, предложенной законодателем. Вообще, по моему ощущению и ощущению моих коллег-студентов, основная цель учебы – практическая. Теоретические и философские предметы, которые, на мой взгляд, избыточно преподаются в России, тут имеются, но изучаются только теми, кто проявляет к ним интерес, т. е. эти курсы носят факультативный характер. Здесь считают (и по-моему, совершенно справедливо), что пусть лучше студент, занимающийся корпоративной и коммерческой практикой, будет разбираться в вопросах IPO и банкротства, чем его в обязательном порядке будут обучать философии права и вопросам защиты прав сексуальных меньшинств. Количество обязательных курсов, которые изучаются на первом курсе, сведено к минимуму, но при этом все эти курсы носят исключительно практический характер.
В небольшой статье, безусловно, невозможно охватить все аспекты юридического образования в США, однако надеюсь, что читателям было интересно. Вместе с тем было бы гораздо важнее, чтобы российские чиновники, ответственные за программы обучения в юридических вузах и факультетах, обращали бы большее внимание на опыт зарубежных стран для перенимания наиболее удачных практик, принятых в иностранных вузах. Только это позволит российским юридическим вузам и факультетам успешно конкурировать со своими зарубежными коллегами.

 

Журнал «Корпоративный юрист»
http://www.clj.ru/useful/firsthand/50343.html



Какой должна быть зарубежная стажировка

Екатерина Гаврина


Словосочетание «зарубежные стажировки», несомненно, способно добавить солидности в резюме любого специалиста. Работодатели с интересом и благосклонностью относятся к кадрам, имеющим сертификаты, подтверждающие опыт работы или обучения за границей. Многие предприятия сами инициируют подобные выезды своего персонала для повышения производительности труда. Тем не менее остается масса вопросов о качестве подобного обучения и его дальнейшей адаптации на российском рынке.

В ТЕОРИИ

Cтажировка стажировке рознь. Порой зарубежной стажировкой называют краткосрочный ознакомительный выезд на какое-либо предприятие или теоретическое обучение за границей. И наиболее распространен первый вариант – ознакомительные поездки групп на одну-три недели, в ходе которых менеджеров в лучшем случае провозят по ряду предприятий. Цель таких стажировок – показать общую культуру производства, управления, применения тех или иных методик и инструментов.
Между тем классическая зарубежная стажировка – это длительный выезд на принимающее предприятие с целью учебы, работы и получения дополнительного опыта. Игорь Бакалинский, генеральный директор компании «PR-парк», преподаватель, бизнес-тренер, руководитель международных образовательных проектов: «Эффективная стажировка – это выезд на срок от трех месяцев с отрывом от производст­ва. Например, стажировка в TAСIS MTP составляет три месяца, а в американской программе SABIT – четыре-шесть месяцев. Возможны и более долгосрочные проекты – все зависит от цели и направления бизнеса». Как отмечает г-н Бакалинский, стажировка обычно включает в себя две-три недели занятий и адаптации, после чего специалиста направляют на предприятие, где он исполняет какие-то функции (часто это аналитика, либо установление связей с российскими партнерами, либо какие-то креативные или технологические управленческие разработки). При этом стажер имеет возможность наблюдать за тем, как реализуются современные управленческие решения.

Специалисты едины во мнении: зарубежные стажировки нужны работнику, претендующему на успех. Они дают уникальный опыт по применению на практике прогрессивных международных методик ведения бизнеса, повышают бизнес-уровень, формируют видение альтернатив. Георгий Белозерцев, председатель правления Ассоциации выпускников Президентской программы: «Это отличный способ определить высоты, к которым стоит стремиться, и наметить координаты, по которым стоит ориентироваться. Кроме того, это абсолютно легальный способ пошпионить за «забугорным» конкурентом – он приглашает на свое предприятие, не видя в вас серьезного соперника по бизнесу. Все, что необходимо сделать, – это приехать и, превратившись в губку, впитывать информацию».
По мнению Игоря Бакалинского, к достоинствам получения зарубежного опыта можно отнести, во-первых, возможность узнать и понять иностранный рынок и его культуру, поработать в иной бизнес-среде, приобщиться к другим методам ведения бизнеса, увидеть на практике реализацию новейших технологических процессов. Во-вторых, зарубежная стажировка – это весьма полезное установление как внешних, так и внутренних контактов с партнерами. «Кроме того, появляется реальный шанс проявить себя на деле, что может положительно отразиться на личной карьере», – добавляет г-н Бакалинский.

Основной минус получения подобного опыта за границей – необходимость длительного отрыва от работы. Особенно чувствительно это для руководителей или владельцев бизнеса. Елена Новомейская, генеральный директор международной школы бизнеса «Центр гражданских инициатив»: «Не каждый руководитель может уехать надолго от своего бизнеса, поэтому среди управленцев большей популярностью пользуются краткосрочные выезды с целью ознакомления, установления новых контактов и получения направляющего вектора развития бизнеса. Длительные стажировки – это прерогатива молодых менеджеров или студентов: там они фактически начинают не только работать, но и зарабатывать». По мнению экспертов, молодые управленцы, прошедшие хорошую зарубежную стажировку, будут востребованы на российском рынке труда. Г-жа Новомейская: «У них наш, русский, менталитет, и при этом они овладели международными стандартами ведения бизнеса».
Эксперты советуют: чтобы зарубежная стажировка была эффективной, к ней необходимо готовиться заранее и серьезно. При выборе важно учитывать особенности бизнеса, собственные цели, желаемый результат. Тематика стажировок, как и страна, может быть любой, это зависит от поставленных задач. «Полезно связаться с теми, кто уже проходил подобную стажировку. Кроме того, нужно согласовать с принимающей стороной или организаторами ваши ожидания. Иначе в условиях нечеткости целей и огромного количества отвлекающих факторов (другая страна, другая культура, другой быт) вы можете остаться без необходимого результата», – поясняет г-н Белозерцев. Серьезная составляющая успеха, по его мнению, – знание иностранного языка.Главная проблема любой стажировки – выбор и согласие принимающей стороны.
«Процессы на иност­ранных предприятиях, как правило, настолько технологичны, что возиться со стажерами некогда, некому и не хочется. Поэтому бывает, что стажировки превращаются в формальность и экскурсии с обучением. Часто начинающиеся стажировки не имеют продолжения из-за низкой или негативной оценки россий­скими менеджерами усилий принимающей стороны», – делится опытом Игорь Бакалинский.

Стоимость стажировок зависит от договоренностей с принимающей стороной, от продолжительности проекта и его профиля. В России существует ряд государственных программ, поддерживающих отечественный бизнес и финансирующих подобные мероприятия. Кроме того, иностранцы зачастую, преследуя свои интересы, вкладываются в обучение партнеров: при устойчивых связях погашение расходов часто достигает 100%. Тем, кто собирается самостоятельно оплачивать зарубежную стажировку, важно понимать: она полезна только в том случае, когда специалист четко осознает собственные пер­спективы и видит реальную возможность попробовать себя на новом уровне.

НА ПРАКТИКЕ

Специалисты, прошедшие зарубежную стажировку, становятся на порядок выше в принципах управления и продаж
Оксана Романенкодиректор магазина итальянской сантехники «Марко Треви»
– Наш магазин – официальный представитель нескольких итальянских фабрик по производству сантехники и мебели для ванных комнат, поэтому нашему персоналу по роду деятельности необходимы зарубежные стажировки. Первоначально мы пытались организовать такое обучение через посредников, но были разочарованы результатом – стажировки получились малоинформативными, формальными, после них оставалось скорее общее впечатление, эмоция, нежели практический опыт и информация для руководства. В итоге пришли к выводу, что будем организовывать их самостоятельно. Теперь мы договариваемся с итальянскими предприятиями напрямую. Обычно совмещаем мероприятие с ежегодной профессиональной выставкой. Такие поездки очень эффективны. С одной стороны, на выставке мы имеем возможность отследить все новинки, посмотреть на конкурентов, найти новые контакты для дальнейшей работы. С другой – напрямую знакомимся с производством зарубежных партнеров, своими глазами видим, как все организовано, как разрабатываются новые модели, как проверяется качество. Это реальный практический материал. После таких программ менеджеры и руководители становятся увереннее в работе, отлично ориентируются в ассортименте, в общении с клиентами более убедительны, так как не понаслышке могут рассказать о процессе производства, всех новых тенденциях. Кроме того, копируется общая культура ведения бизнеса. Несомненно, специалисты, прошедшие зарубежную стажировку, становятся на порядок выше в принципах управления и продаж – это новый, цивилизованный уровень и по собственному позиционированию, и позиционированию своего предприятия.

Наша группа во время стажировки корректировала цели совместно с организаторами
Ольга Нарожнаяруководитель службы маркетинга и продаж гостиничного комплекса «Октябрьская»
– У меня было несколько стажировок за границей. Последнюю, связанную с моей профессиональной деятельностью я проходила по программе МТР «Гостеприимст­во» в Греции и Венгрии. Эта стажировка была рассчитана на менеджеров высшего звена, т. е. на профессионалов, которые поддерживают развитие бизнеса, координируют действия, разрабатывают и реализуют всевозможные стратегии и планы. Принимающая сторона разработала детальный график пребывания в бизнес-единицах компаний, чтобы мы получили конкретное представление о формах работы различных подразделений, познакомились с корпоративной культурой, основными видами деятельности и путями повышения конкурентоспособности. Стажировка длилась пять недель, хотя, если б график был более плотный, можно было уложиться в три (производственно-теоретическую часть организаторы разрядили насыщенной культурной программой).

Важный момент при групповой стажировке – собрать в коллективе руководителей с одинаковым уровнем профессионализма, тогда и отдача будет максимальной. Когда аудитория высоко мотивирована на получение конкретного результата, когда совпадают цели, тогда она активно участвует в процессе обучения и может влиять на принимающую сторону. К примеру, наша группа во время стажировки корректировала цели совместно с организаторами, запрашивала интересующие моменты и встречи, неоднократно меняя программу. В итоге стажировка получилась весьма полезной и с точки зрения информации, и в плане развития деловых коммуникаций. Впоследствии многие инструменты, формы и методы работы я адаптировала под российскую специфику и успешно реализовала на практике.
Считаю, что менеджеры, прошедшие стажировку в зарубежных компаниях, лучше подготовлены к трудностям реструктуризации, к конкурентной борьбе. Кроме того, участие в МТР предоставляет возможность впоследствии совершенствовать свою организацию, выйти на западноевропейский рынок, завязать деловые контакты с компаниями из стран ЕС и СНГ.
Некоторые вопросы я решал более эффективно, чем зарубежные коллеги


Константин Ильиных, ведущий менеджер по качеству филиала компании «Энергомаш (ЮК) Лимитед».

– Моя стажировка проходила в Дании по одному из проектов Европейского Союза в рамках программы TACIS MTP. Род деятельности принимающей компании – ремонт гидравлических моторов и насосов. В связи со спецификой работы больше всего меня интересовали методика выбора и оценки поставщиков и взаимодействие с ними. Так как поставщик у компании был всего один и постоянный и взаимодействие с ним было давно выведено на высокий уровень (информационная система отслеживает уровень запасов на складах, при дефиците делает заказ в электронном виде, контролируя его выполнение), то вместо ожидаемой стажировки в отделе закупок я оказался в отделе продаж. Стало понятно, что нужно менять цели стажировки. Теперь меня также интересовали такие вопросы, как взаимодействие компании с потребителями, система обучения и повышения квалификации персонала.На принимающем предприятии я мог наблюдать, как оно заинтересовано во внедрении новых технологий, оптимизации труда, как развита мотивация сотрудников в повышении собственной квалификации, в улучшении производственных процессов. 
Был такой интересный случай: компания записала рекламный диск с рассказом о своей деятельности, где поэтапно показан процесс ремонта узла (их главное преимущество – быстрый ремонт). При просмотре ролика директор компании удивился – на одном участке оборудование стояло так, что рабочему приходилось тратить дополнительное время для перемещений. На следующий же день этот процесс был оптимизирован. Очень познавательно было ощутить изнутри, как создаются условия, в которых работники могут давать компании больше, нежели выполнение ежедневных рутинных обязанностей. Справедливости ради следует заметить, что я не ехал учиться у европейцев уму-разуму. В первую очередь было интересно сравнить наши методы работы. Некоторые вопросы я решал более эффективно, нежели сотрудники принимающей компании. Стажировка дала мне многое: при работе с по­требителями я увидел свою деятельность с другой стороны, результатом стало появление нескольких новых идей для улучшения собственной работы. В итоге кроме проектов улучшения своей профессиональной деятельности я привез с собой из Дании и идеи изменений в рамках компании. Новшества в свою работу я внес незамедлительно, а вот в рамках производства это более длительный процесс.

4 плюса зарубежных стажировок

  • Возможность на практике узнать принципы работы иностранных компаний, по­пробовать и реализовать себя в международном бизнес-контексте, в иной бизнес-среде
  • Концентрация на восприятии прогрессивных инструментов и методик, смысл которых не был воспринят в теории
  • Установление контактов с ино­странными менеджерами, выход на новый бизнес-уровень
  • Возможность проявить себя на деле, реальная перспектива карьерного роста

4 минуса зарубежных стажировок

  • Долгосрочное отвлечение от основной работы, денежные потери на этот период
  • Высокая стоимость зарубежных проектов
  • Зачастую формальный уровень программ, отсутствие реального результата
  • Неадекватное восприятие прин­ципов работы на российском рынке после возвращения

7 советов тем, кто собирается на зарубежную стажировку

  • Пообщаться с теми, кто уже прошел зарубежную стажировку
  • Обозначить цели и задачи, которые хочется решить с помощью дополнительного опыта
  • Четко определиться с тематикой и профилем программы, интересующей страной
  • Серьезно подойти к выбору организаторов проекта или принимающей стороны
  • Усовершенствовать свой иностранный язык – это залог ваших успешных коммуникаций
  • Определить возможный срок программы
  • Соотнести ожидаемый результат и финансовые вложения/потери


Статья взята из открытых
источников в Интернете